Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Страшный суд

Страшный суд

   
Страшный суд - фрагмент

Страшный суд,
фрагмент


   
   
Страшный суд

Страшный суд

   
Искушение Святого Антония

Искушение
Святого
Антония


В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры. В этом страшном мире растут невиданные деревья, стоят странные сооружения, совсем не похожие на те, что существуют в жизни. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света, в наглядные образы, обладающие такой невиданной эмоциональной убедительностью.
Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени. К иллюстрированию Апокалипсиса обращались многие художники, как, например, Дюрер, но никто не воплотил видения Конца света так впечатляюще, как Иероним Босх. О воздействии на творчество Босха распространенных в его время представлений свидетельствует ряд произведений, исполненных после 1500 года. В одном из них изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмосе пишет свое знаменитое пророчество. Трепет и ужас перед Концом света, ощущения великой мощи Злого начала переходит в молитвенную устремленность к Источнику милосердия.
Двусторонняя доска, одна сторона которой со сценами Страстей Христовых, исполненная в технике «гризайль», была лицевой стороной, а другая - с изображением Иоанна Богослова - оборотной, вероятно, была предназначена для индивидуальных медитаций. Некоторые исследователи считают ее законченным произведением, другие предполагают, что это створка несохранившегося алтаря. Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки. В «Проповедях об Евангелиях», изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. Как орел летает выше всех птиц, как он выше всех тварей в том, что может смотреть на солнце без вреда для глаз, так и Св. Иоанн Евангелист воспринял свет Господень тонко и ясно и тем самым узрел более, чем дано кому-либо из живущих до и после него». Сосланный императором Домицианом на Патмос, Иоанн записывает видения, которые являются ему то в устрашающих, то во вселяющих надежду образах. Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее - Луна», и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. Внутреннее противоборство происходит между демоном и изображенным слева внизу орлом - символом Иоанна Евангелиста.

На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов». Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало - но на этот раз - Зеркало спасения. В центре круга - скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов. Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием. Отсюда два толкования: некоторые исследователи считают, что птица - это орел, который олицетворяет Иоанна Евангелиста, другие усматривают в ней пеликана, который, согласно распространенному тогда поверью, кормит птенцов собственной кровью - традиционный символ жертвы, принесенной Христом. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Босховское изображение Девы с Младенцем в небесах, в сравнении с текстом Откровения, исполнено умиротворенности и покоя. Иоанн представляет ее рожающей в муках, а затем преследуемой дьяволом-драконом, низвергнутым на землю. Мария, написанная Босхом, кротка и спокойна, на ее появление Иоанну указывает ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья лишают образ материальности. Иероним Босх достаточно точно следует тем ярким, фантастическим образам, которыми изобилует Апокалипсис. В тексте рассказывается о катастрофах, призванных уничтожить человечество, и одна из них - нашествие саранчи: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих <...> По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну... лица же ее - как лица человеческие; и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов... У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев» (Откр., 9:3-4, 7-8, 10). В изображении Босха монстр-саранча убегает от Иоанна, подняв в знак поражения руки, - ведь Иоанн печать Божию на челе своем имеет... далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru