Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Страшный суд - фрагмент

Страшный суд,
фрагмент

   
Страшный суд

Страшный суд


   
   
Страшный суд

Страшный суд

   
Искушение Святого Антония

Искушение
Святого
Антония


Некоторые исследователи склонны видеть в этом алтаре заказ, исполненный Иеронимом Босхом для герцога Бургундии Филиппа I Красивого или копию с него. Все три сцены, изображенные Босхом на левой створке, иллюстрируют 2-ю и 3-ю части ветхозаветной Книги Бытия: сотворение Евы, искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая. Это традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир. Две другие створки очень сильно отличаются от структуры алтарей на тему Страшного суда. Центральная створка, где главное внимание традиционно отводилось небесам и самому процессу Суда Божьего, свидетельствует о глубоком пессимизме Босха, уделившего немногочисленным праведникам лишь малую часть пространства, окруженную мраком преисподней. Идея Страшного суда и окончательного и бесповоротного разделения людей на избранных и проклятых, была одной из основ учения средневековой Церкви. Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников? Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». На внешних створках в технике «гризайль» изображены фигуры Св. Иакова Великого и Св. Бавона. Иаков мог быть святым покровителем Иоанны Безумной, инфанты кастильской, Бавон - нидерландский святой. Следовательно, их изображение на двух створках можно рассматривать как иконографическую параллель бургундско-кастильской монаршей чете, правившей в том числе и Нидерландами. Однако есть и сомнения. Эти изображения совершенно не связаны друг с другом: Иаков исполнен на фоне пейзажа, а Бавон - в интерьере, причем закомпанованном так, что створка логичнее смотрелась бы как левая, а не как правая. Внизу, под изображениями святых, оставлены места для гербов заказчиков, но поля эти не заполнены.

По утверждениям писателей-мистиков, грешные души в Аду более всего будут страдать от сознания того, что они навсегда лишены счастья лицезреть Бога. Однако для Босха, как и для большинства его современников, неизбежная адская кара выражалась прежде всего в физических мучениях. Многие наказания напрямую связаны с определенными грехами и почерпнуты из средневековых литературных источников. В этой традиции лентяев черти расплющивают на наковальне, убийц варят в котле на медленном огне, скупцов нанизывают на вертел, обжор заставляют пить омерзительное пойло, а гордецов - вечно вращать колесо.
В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира, и пойдут в жизнь вечную, а грешники пойдут в огонь и муку вечную, уготованные Сатане и приспешникам его. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Земля у него становится неотличимой от Ада, откуда навстречу грешникам надвигаются дьявольские полчища Сатаны. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских.
К работам Босха на тему Страшного суда можно отнести и изображение Всемирного потопа. Его дату, как явления, предсказанного Апокалипсисом, астрологи определили в 1499 году - 25 февраля 1524 года. Именно тогда мир должен будет погибнуть. Босх умер за 8 лет до объявленной даты, но в пророчество это он, как и все люди его времени, верил. Господь уже применил такое наказание, увидев, что все помышления людей стали «зло во всякое время». Мир же земной нисколько не стал безгрешнее. Так что Божья кара грядет, и спасутся лишь праведники.
С изображением Всемирного потопа в творчестве Иеронима Босха связывают две двусторонние доски, очень плохо сохранившиеся. Они, видимо, были боковыми створками триптиха с центральной частью «Страшный суд» или «Всемирный потоп». Лучше всего сохранилась створка «Ноев ковчег». Прекрасно просматривается севшее на мель судно с четырьмя парами людей на борту (Ной, три его сына: Сим, Хам, Иафет и их жены). С ковчега вереницей сходят на сушу животные. Парную створку, на которой изображены летающие и обитающие на земле демоны, трактовали либо как «Ад», либо как «Мир до потопа». Существенно, что в этих сценах нет и следа грешников, мучимых демонами. На оборотных сторонах досок изображены по две сцены, вписанные в тондо. Единственное специально посвященное им исследование принадлежит Ирме Витрок (1979). Она пришла к выводу, что Босх в этих сценах «дословно» изобразил ряд средневековых назидательных рассказов. Источником рассказа об изгнании бесов может быть «Град Божий» Блаженного Августина. Сцена, которую связывают с притчей о сеятеле, и сцена, в которой три демона нападают на человека, вероятно, заимствована из проповедей Перегрина Доминиканца. В четвертом тондо, возможно, показано торжество Христа над силами зла. Другой исследователь, Ян Мосманс, предлагал (1950) считать все четыре тондо эпизодами из жизни Св. Иеронима. к началу »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru