Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Пожиратель птенцов

Пожиратель птенцов

   
Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений, 1510

   
   
Клювонос-монстр

Клювонос-монстр

   
Страшный суд

Страшный суд


Творчество Босха окутано тайной, исполненной магического смысла. Идиллические райские видения и картины ада, населенного то женственно-беспомощными, а то чудовищно уродливыми существами, отвратительные превращения, таинственные символы - все это характерно для большинства произведений Босха и делает его творчество уникальным и волнующим явлением в истории искусства. Ученые выдвинули множество самых разнообразных гипотез относительно личности этого необыкновенного художника. В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом; видели адепта еретической секты спиритуалов, или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения, или же неумолимого преследователя порока. Предполагали, что он знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владеет искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. В поисках возможных источников его фантасмагорических образов исследовался его религиозный и культурный кругозор.
Некоторые из этих гипотез устарели; иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и, во всяком случае, не всеобъемлющие.

Мир Босха так и остается неразрешенной загадкой. Любуясь произведениями Босха и «странностями», притягивающими внимание, стоит вспомнить слова из толкования, данного испанским монахом Хосе де Сигуенса: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

Пожалуй, ни одному художнику, вплоть до появления сюрреалистов в XX веке, не удавалось с такой легкостью и отвагой выпустить на волю видения из подсознания, которыми были одержимы не только люди Средневековья - они находят отклик и у современного зрителя. Искусство Иерони-ма Босха поражает глубиной постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений, интригующей многоплановостью, допускающей множество толкований. Для точного понимания босховской символики нам не хватает документальных источников: забыты образные выражения, пословицы и крылатые фразы, популярные в XV-XVI веках. Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Главная цель Босха - показать хаотичную, запутанную, лишенную определенности реальность; злобность, нелепость и бессодержательность всего, что происходит на свете. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Похотливых и прожорливых ждут наказания через осязание и вкус, их будут истязать адские змеи и жабы. А те женщины, которые часто и подолгу смотрятся в зеркало, в конце концов увидят в нем, согласно нидерландской пословице, вместо своего отражения зад черта.

На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа - диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Рядом лежит флаг с гербом-жабой - символом ереси. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. В руках рыцаря - церковный потир, из которого выкатывается жемчужина или капелька. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Пара огромных ушей, скрепленных стрелой, давит толпу грешников, подминая их под себя мочками, и разит огромным клинком. На этом клинке, так же как и некоторых других, изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо - буква «М». Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах, изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце.

Автор текста - Доната Баттилотти, перевод - А.Сабашникова, Е.Сабашникова.



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru