Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Несение креста - фрагмент

Несение креста,
фрагмент, 1490


   
Несение креста

Несение креста, 1515


   
Увенчание терновым венцом

Увенчание
терновым венцом


   
Восхождение на Голгофу

Восхождение
на Голгофу

   
   
Увенчание терновым венцом

Увенчание
терновым венцом


   
Распятие

Распятие


   
Поклонение волхов

Поклонение волхов

К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых. Этим классическим алтарным композициям большого формата с величественными фигурами, заполняющими передний план, присуща торжественность и приподнятость настроя. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. В сценах из жизни Христа зло сбрасывает «карнавальные» маски и обнажает свое истинное лицо, лицо реального человека, обладающего целым «букетом» пороков - ханжеством, трусостью, лицемерием, жестокостью, корыстолюбием. Босх выступает в этом цикле как ученый-аналитик, предмет изучения которого - человеческая душа. Зло по-прежнему выражается через привычные символы, но оно все чаще оказывается присущим непосредственно человеку. К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается - уже на новом творческом уровне - к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ. Во многих сюжетах явно ослабевает демонический элемент, чудовищные персонификации видений и галлюцинаций отступают на задний план - они, как мы видели, остаются только в картинах, посвященных святым.

Для Босха образ Христа - олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа, изображен Босхом в «Распятии» на картине справа. Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Природа выступает у Босха в двух качествах: это либо фантастический пейзаж, либо вполне конкретный, как этот, который исследователи считают видом Хертогенбоса. Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. И везде, как муравьишки, на фоне величия природы копошатся человечки, снуют туда-сюда, одержимые бренными, суетными мыслями и желаниями. У Босха, как и у многих мастеров раннего Возрождения, очень резок масштабный контраст между передним планом и дальним; согласно законам линейной перспективы, сокращение по мере удаления от глаза зрителя должно происходить более плавно. Но чем меньше ландшафт связан с основным изображением, тем гармоничнее пребывает он в самом себе. А вот секреты воздушной перспективы художнику хорошо известны: он не только изображает дали голубыми, но и окутывает удаленные предметы дымкой, скрадывающей их очертания.

Без сомнения, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной - «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая - либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Идеей алтаря, относящегося к периоду первых зрелых работ Босха, было желание вызвать в людях чувство вины, побудить их к покаянию. «Несение креста» - Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом , возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. На ногах Христа не терновые сандалии, а дощечки с выступающими гвоздями, которые использовали как орудие пытки. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Ниже справа - благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. Он, как и странник в «Возе сена», изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Сын Божий, «кроткий агнец», испытывает не только физические страдания, но и муки душевные - от лицезрения человеческого несовершенства. В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников.

На лицевой стороне изображен голенький ребенок с ходунками и ветряной мельницей, которого вы можете видеть на картине слева вверху. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Кто-то считал, что это изображение Христа в детстве, кто-то - что это символ детства в целом. Вполне вероятным представляется, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). читать далее » -- 3 » -- 4 »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru