Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Ecce homo

Ecce Homo, 1490


   
Восхождение на Голгофу

Восхождение
на Голгофу


   
Несение креста

Несение креста, 1515


   
Увенчание терновым венцом

Увенчание
терновым венцом

   
   
Несение креста

Несение креста


   
Поклонение волхов

Поклонение волхов


   
Увенчание терновым венцом

Увенчание
терновым венцом


   
Распятие

Распятие

Страсти Христовы во всей своей жестокости представлены на полотне «Ессе homo» («Христос перед толпой»), см. слева. Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами. Обмен репликами между Пилатом и толпой передан с помощью надписей. «Ессе homo» («Се человек»), - говорит Понтий Пилат, глядя на согбенную фигуру Христа. «Cruciflge eum» («Распни его»), - поднимается снизу надпись, обозначающая ответ толпы. Эти слова, а также краткая молитва: «Salva nos XPE redemptor» («Спаси Христа, избавителя нашего»), исходящая от несохранившихся фигур донаторов, написаны золотом. Что может доказывать эта трогательная деталь, как не великое благочестие непостижимого Босха?
Дворец Пилата Босх помещает в пейзаж типичного нидерландского города (правда, мусульманский полумесяц на флаге у ратуши и золотой идол у моста говорят о том, что изображен древний Иерусалим): евангельская легенда облекается в плоть современной художнику (и зрителю) повседневности. На переднем плане, слева от толпы, едва просматриваются изображения двух донаторов, фигуры которых впоследствии по неизвестным причинам были стерты.

“Увенчание терновым венцом”. Оба известных нам варианта композиции, исполненных Босхом на тему «Страстей Христовых», поражают новым для художника подходом, предельной, почти физиологической конкретностью. Бесстрастный Христос помещен в центр этих композиций, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Если в алтарных триптихах он рассматривает корни зла, уходящие в прошлое человечества, в грех прародителей, то в сцене Страстей он стремится проникнуть в суть человеческой природы: равнодушной, жестокой, жаждущей кровавых зрелищ, лицемерной и корыстной. Свойственное Босху в ранний период творчества желание показать пестроту и многообразие жизни в ее бесконечном круговороте исчезает. Меньше становится фигур, они приближаются к первому плану, основное внимание уделяется лицам. Художник «препарирует» духовную природу человека, изучая внутренние мотивировки его социального поведения.
В таком подходе Босх не был новатором, интерес к человеку создал в Нидерландах великолепную портретную школу, самую яркую и глубокую в XV веке, запечатлевшую широчайший диапазон человеческих эмоций и состояний. Известно, что сходные проблемы волновали и Леонардо да Винчи.
Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Многие исследователи считают, что четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического.
На лишенном глубины серовато-синем фоне четко и даже жестко прорисованы пять поясных фигур. Иисус, окруженный мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Внизу два фарисея: один хватает Христа за одежды, другой в насмешку дружески пожимает Ему руку. Наверху два воина венчают голову Страстотерпца терновым венцом.
Воин справа, похоже, пытается ободрить Христа, положив руку на его плечо. Даже кажется, что он, как Иуда, готов поцеловать свою жертву. Но палка, которую он держит левой рукой, очень скоро ему понадобится, чтобы глубже надвинуть колючий венец на лоб Спасителя. До Босха искусство никогда не поднималось до такой конкретности передачи сложнейших нюансов человеческой души, но и не опускалось так глубоко в ее темные глубины.
Ошейник с острыми шипами, надетый на шею воина справа, загадка для исследователей. Такие ошейники надевали на собак, чтобы защитить от нападения волков. Известно также, что во времена Босха один господин, приговоренный к изгнанию по подозрению в соучастии в убийстве, разгуливал по улицам в золотом ошейнике с шипами, чтобы «защититься от жителей Гента». Ошейник здесь - несомненно, символ. Но что он означал для Босха в этой композиции? На капюшоне фарисея с бородкой можно разглядеть три знака - звезду, полумесяц и что-то, напоминающее букву «А». Видимо, они должны были указывать на его принадлежность к иудеям. читать далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru