Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Несение креста

Несение креста, 1515

   
   
Увенчание терновым венцом

Увенчание
терновым венцом

Если в подлинности «Увенчания терновым венцом» из Лондона некоторые исследователи сомневаются, то картина на ту же тему, хранящаяся в Испании, подробно описана в реестре художественных произведений, пожертвованных Эскориалу Филиппом II в 1593 году. У мадридской картины, несомненно, много общего с лондонской. Принцип изображения здесь такой же: полуфигуры (к группе гонителей Христа присоединяется еще один персонаж) занимают все пространство картины, лица палачей искажены неприятными гримасами. Однако есть и весьма существенные различия. Терновый венец здесь надевается не рукой в железной перчатке, а с помощью палки - такой способ водружения венка изображали немецкие мастера. Христос здесь смотрит не на нас, а куда-то мимо, и лицо у него скорее измученное страданиями, чем смиренно-спокойное. Но Сын Божий по-прежнему безропотно сносит человеческую злобу.
Композиция написана на золотом диске - нимбе. Он ярко сияет на темно-сером фоне доски, на которой в технике «гризайль» изображено противоборство Добра и Зла: борьба ангелов с демонами.

Причина мирского зла - порочность человеческой природы. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Его уродливое лицо искажено злобой. Характер, темперамент человека определяют меру его участия в сценах истязания Сына Божьего. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в «Семи смертных грехах». Среди лиц, искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате в глубине композиции, слева от Христа. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха.
Человек слева внизу в странном головном уборе, из которого сверху торчит пучок волос, держит жезл с хрустальным шаром, в котором заключено золотое изображение пророка Моисея, держащего в руках Скрижали завета. Видимо, человек с жезлом символизирует иудейских священнослужителей, требовавших казнить Христа. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога - как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Что это - указание на разбойника? Но штанина не выглядит разорванной. На ноге странный ботинок с бляхой, которая часто встречалась в изображениях адских монстров. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа, изображающий двуглавого орла. Такой орел - часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии).

«Несение креста» (наверху слева) - одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Волнующая тема Крестного пути Спасителя на Голгофу, не раз возникающая в его творчестве, здесь, в одной из последних его картин-проповедей, композиционно решается как невероятная мозаика голов на темном фоне. Среди калейдоскопа злобных физиономий выделяются лица Христа, Вероники и нерукотворный лик Спасителя на ее плате. Глаза Христа и Вероники закрыты, они словно не хотят видеть торжества Сатаны, который, кажется, вселился в каждого из изображенных людей, обезобразив их лица.
Ни в одной из своих работ Иероним Босх не придавал человеческому лицу столь гротескно-уродливые черты. Крупный план помогает добиться максимального эффекта в показе той безжалостной злобы, которая искривляет лица людей. Это монстры, кровожадные и греховные. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем - раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). В отношении человека, ухватившегося за крест обеими руками, также существуют разные версии: кто-то считает его Симоном Киринеянином, которого солдаты заставили помогать Христу нести крест, кто-то - солдатом, специально повисшим на Кресте, чтобы утяжелить ношу. Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как благочестивый разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса. Каждый участник этой сцены поглощен своими мыслями или страстями, и только нерукотворный образ Сына Божьего, запечатленный на плащанице, смотрит прямо на зрителя, свидетельствуя о возможности спасения. читать далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru