Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Несение креста

Несение креста, 1515

   
   
Увенчание терновым венцом

Увенчание
терновым венцом

Как и все истинные художники, в конце жизни Иероним Босх становится художником одной темы - темы осмысления происходящего и нравственных исканий. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется. В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т. п. Скотская сущность налицо».
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.
Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Знаточеская образованность, неординарность мышления, техническое мастерство, трезвый взгляд на мир и глубокая религиозность образуют сплав сродни философскому камню. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно.
«Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), - говорили в Средние века. Следовать за Иисусом - значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Кто готов к этому? В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало - «до Креста». На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Вскоре свершится то, что было предопределено. Людям останется великое религиозно-нравственное учение Христа и лик их Спасителя, отпечатавшийся на плате Вероники (этот образ на Руси издревле называли «Спасом нерукотворным»). Лик спокоен, глаза ищут взгляд зрителя, как бы призывая его столь же терпеливо выносить боль земных мучений, ибо только душа, усмиренная страданием, может одержать верх над злом и заслужить вечное спасение.
Поразительно, насколько разнообразны творческие искания Иеронима Босха. Его ранние работы ироничны, иносказательны, но при всей их гротескной заостренности основаны на реальных жизненных впечатлениях. С течением времени картины земной жизни вытесняются изображениями Ада и адских мук, демоны из преисподней вырываются на землю, заполняя все жизненное пространство. И вот, наконец, в работах позднего периода демоны как будто вселяются в человеческую оболочку, искажая лица безобразными гримасами, а тела - судорожными жестами. Если в «Увенчании терновым венцом» мы видим лица обычных людей, написанные с большой достоверностью, то здесь их даже сложно назвать карикатурой: заведенные вверх, как у слепцов, зрачки или, наоборот, вытаращенные, воспаленные глазные яблоки; кривые, сплющенные или болезненно раздутые носы... Гротеск и сарказм в изображении рода человеческого еще больше подчеркиваются утонченностью и совершенством живописного исполнения. первая страница »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru