Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Мученичество Святой Либераты

Мученичество
Святой Либераты

   
Искушение Святого Антония

Искушение
Святого Антония

   
Святой Христофор

Святой Христофор

   
Святой Иероним

Святой Иероним


   
   
Святые отшельники

Святые отшельники


   
Святой Антоний

Святой Антоний


   
Молитва Святого Иеронима

Молитва
Святого
Иеронима


   
Искушение Святого Антония

Искушение
Святого Антония

Босх, несмотря на все ужасы и кошмары современной ему жизни, все же предлагает людям узкую тропу спасения, по которой можно пройти за теми избранными, которым удалось противостоять силам Зла. Это христианские святые, такие же земные люди, выбравшие правильный путь и прошедшие по нему до конца - до врат в Царство Небесное. Как мыслитель и моралист, Босх строго следует ортодоксальному этическому учению христианства, идущему от Блаженного Августина и Фомы Аквинского, которые утверждали: «чудовищ порождает сон доброго», и поэтому необходимо непрестанно обращаться к источнику абсолютного Добра - к Богу.
Кто же они, «непрестанно обращенные к Богу»? Это христианские воины, мученики за веру, отшельники. Последние, судя по всему, особенно привлекали Босха - возможно, тем, что в их одиночество часто врывались дьявольские видения и искушения, а этот мотив был очень близок художнику.
Надежду на возможность победы над злом вселяют в нас своим примером первые христианские святые мученики, жившие среди язычников и сами бывшие язычники. Св. Либерата, изображенная Босхом, не противясь, стойко принимает посланное ей тяжелое испытание. А вот Св. Христофор (буквально - «несущий Христа») наглядно демонстрирует, сколь тернист и сложен путь христианина к спасению. Обе картины эти достаточно строги, каноничны. Культ Св. Либераты ограничивался местным значением, культ Св. Христофора в Средние века получил широкое распространение. Связано это, скорее всего, с тем, что молитвы Христофору предотвращали внезапную, без покаяния и последних таинств, смерть.

«Мученичество Святой Либераты» не все исследователи приписывают Босху, хотя на ней имеется подпись. Алтарь сильно пострадал от времени, особенно его боковые створки, на которых первоначально были изображены два донатора. До недавнего времени мученица, изображенная на алтарном фрагменте, отождествлялась со Св. Юлией. Ныне признано, что это Св. Либерата, преданная мученической смерти своим отцом, королем-язычником, за то, что молилась Господу о появлении у нее бороды, желая остаться девственницей. В соборе Хертогенбоса имеется алтарь, посвященный мученице, где она, как и здесь, изображена безбородой.

Св. Христофор, обращенный в христианство отшельником (изображен справа от него), оставил служение дьяволу и охоту (слева). Святой тащит на плечах Младенца Иисуса, тогда как посох, служащий ему опорой, дает молодые побеги. Рыба, висящая на цветущем посохе, символизирует Христа или пост и противопоставлена туше свиньи, нанизанной на трос, идущий от кувшина. Сам этот кувшин - в горлышке его сидит человек, подвешивающий фонарь, в расколотом боку видно, как горит огонь, - жилище: в таких кувшинчиках в Нидерландах делали домики для скворцов, чтобы потом забирать оттуда яйца через специальное отверстие. Значение этого символа, а также остальных деталей (голубятни, улья), видимо, намекают на искушения. Согнутая фигура Христофора создает ощущение тяжести Младенца на его плечах. Избирая для своих картин жития святых, Босх обращается к теме аскезы, молитвы и медитации. Приводя пример праведной жизни, художник чаще всего изображает отшельников. В пустыню отправлялись для укрепления в вере Св. Антоний, Св. Иероним, Св. Эгидий и, конечно, Св. Иоанн Креститель - люди, дух которых восторжествовал над бренной оболочкой. Как писал Брант: «Поэтому блаженны те, кто, равнодушны к суете, покоя мирного взыскуя, отвергли маету мирскую - и, в горы, в долы удалясь, мирских грехов отмыли грязь». Пустыня - место не только уединения и молитв, а прежде всего - испытания: здесь обитает нечистая сила, здесь отшельника искушает Сатана. И Босх населяет ее обольстительными миражами и ужасными видениями, имя которым - Искушение. Это мир фантомов, манящий к себе христианина, чтобы совратить его, сбить с истинного пути.

К этой же серии примыкает прекрасная картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Иоанн возлежит в цветущей пустыне. В XIV-XV веках слово «пустыня» (woestine) не ассоциировалось с бесплодными песками и многие художники, в том числе Гертген тот Синт-Янс, несколькими годами ранее написавший подобную сцену (считается, что Босх в этой работе испытал его влияние), изображали Иоанна Крестителя среди великолепного пейзажа. У Босха по центру картины произрастает необычный куст с созревшим на нем фантастическими плодами, сразу привлекающий внимание. Роскошное, неестественное, отягощенное перезревшими плодами растение резко контрастирует с обычным ягненком, примостившимся под обломком скалы. Иоанн Креститель же указывает именно на него, как бы говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Агнец здесь - образ духовной альтернативы греховной жизни. Живопись Босха преследует двоякие цели: она может быть предельно материальной в передаче прозрачности стекла, блеска металла, разнообразной фактуры ткани. Но иногда реальные качества вещей у Босха вытесняются их смысловым контекстом: вещь начинает демонстрировать не свою материальность, а либо духовную красоту, либо - духовное же несовершенство. Видимость и сущность всего в мире противоположны, особой же обманчивой привлекательностью обладает красота. Нет никакого сомнения в том, что Босх, с его неожиданным видением и даром пророчества, изображает это прекрасное и вместе с тем зловещее растение как символ греховности мира. Не случайно художник показывает птичку, клюющую зерна роскошного плода, а чуть ниже, на плите саркофага, разрушенного корнями растения, лежит кверху лапками птичка умершая... далее » -- 3 » -- 4 » -- 5 »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru