Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Святой Христофор

Святой Христофор

   
Искушение Св.Антония

Искушение Святого
Антония
(левая створка)


   
   
Святые отшельники

Святые отшельники


   
Святой Антоний, правая створка

Искушение Святого
Антония
(правая створка)


Еще одна картина - «Святые отшельники» (см. справа), сильно поврежденная, относится к среднему периоду творчества Босха. Никаких упоминаний о внешних створках этого триптиха пока не найдено. Из всех святых Босх чаще всего писал, несомненно, самого близкого ему Св. Антония, который большую часть жизни провел в египетской пустыне и привлек к себе особое внимание Сатаны. Наиболее полное представление об искушениях и дьявольских мучениях Св. Антония дает большой триптих, хранящийся в Лиссабоне, где символический мир Босха достигает поистине удивительной экспрессивности. На «Триптихе святых отшельников» Антоний занимает левую створку, Иероним - центральную, а Эгидий - правую.
Мир трех святых, с помощью молитвы и аскезы разрушивших козни дьявола, посылавшего им соблазнительные видения и жестокие муки, уже не тот мир спокойствия и размышления, который царил в изображении Иоанна Крестителя - избранного и спасенного от греха еще в утробе матери. Здесь земные люди, грешные от рождения, вынуждены прилагать сверхъестественные усилия, чтобы удержаться на выбранном пути. Идеал блаженства - жизнь святого мученика, жизнь, какою она должна быть, являя пример другим, - оказывается такой же уязвимой силами зла, как и жизнь любого человека. Антоний, Иероним и Эгидий - это люди, обуздавшие свою природу и пребывавшие в аскезе до тех пор, пока души не покинули их измученных тел.

На фоне ночного пейзажа, освещаемого на горизонте заревом горящей деревни, Св. Антоний сопротивляется искушениям царицы демонов - обнаженной женщины. Она стоит в пруду возле сухого дерева, окруженная чертями в обличиях рыбы, павлина и уродливых карликов. Иконография Св. Иеронима достаточно традиционна - распятие, одежды кардинала, пустыня. Но Босх изображает его не погруженным в размышление мудрым старцем, как это было принято, а кающимся аскетом. Иероним молится на развалинах языческого храма, а вокруг него - множество символов зла. Св. Эгидий, отшельник VII века - покровитель калек и нищих. Он молится в пещере, из груди у него торчит стрела. Охотник целился ею в лежащую у ног святого лань, а тот прикрыл лань своим телом. Лань - атрибут святого. Эгидий также прославился чудом прощения грехов, в которых человеку трудно сознаться. При помощи Эгидия ангел во время службы в церкви приносит записочку с исповедью грешника, и грех прощается. Левая рука Св. Иеронима протянута к кресту, правой он указывает на видение с Единорогом, на которого набрасывают лассо. Единорог в Средние века считался символом непорочности, так как поймать его могла только девственница. Но в некоторых рыцарских романах рог Единорога - фаллический символ; обуздание Единорога было синонимом подавления плотских вожделений.
Св. Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно, даже в сравнении с текстами, которые мог читать художник. Например, таким: «Ни один человек не жил столь чисто и благочестиво, как он. Однако он постоянно содрогался, он дрожал от страха. Когда он размышлял о последнем дне перед Страшным судом, он писал: "Что бы я ни делал, ел ли, пил, писал, читал, спал, бодрствовал или занимался чем-то еще - я все время слышал трубный глас"» («Книга Св. Иеронима». 1489). На этой картине Босха мы снова видим Св. Иеронима, распростертого ниц в молитве и обнимающего распятие. Рядом лежат его плащ, шляпа и книга. Гигантские разлагающиеся плоды напоминают о сладострастных видениях, омрачавших, по собственному свидетельству святого, его благочестивые размышления. Демонов здесь нет, но крохотный лев у левого нижнего края - атрибут Св. Иеронима - кажется до смерти напуганным: он по-кошачьи выгнул спину, глядя на полузатонувший пустой плод, напоминающий земную сферу.

Но мир - это не только грешный человек, это еще и то, что человека окружает. И если Босх изображает на дальнем плане картины природы, они всегда поражают своим величием, противопоставлены людской суетности. Прекрасные гармоничные пейзажи часто становятся фонами его работ и на религиозные сюжеты. Плоский равнинный ландшафт, замыкаемый силуэтом церквей, - одно из прекрасных изображений природы Нидерландов со всеми ее характерными особенностями. Здесь Босх выступает истинным наследником завоеваний нидерландских художников первой половины XV века. Мастер сосредоточен не столько на рисунке, сколько на тончайших вариациях тонов, насыщенных светом. На переднем плане преобладают более темные тона. По мере приближения к горизонту они высветляются и затем опять темнеют при соприкосновении с линией горизонта. С помощью таких живописных приемов Босх создал эффект воздушной перспективы... далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru