Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн
Креститель

   
Искушение Св.Антония

Искушение Святого
Антония
(левая створка)


   
   
Святой Иероним

Святой Иероним


   
Святой Антоний, правая створка

Искушение Святого
Антония
(правая створка)


«Жизнеописание Св. Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356). «Золотая легенда» Якова Варагинского, очень распространенная в Средние века, особо красочно рассказывала о двух вариантах искушения святого - на земле и в воде. В 1478 году было выпущено нидерландское издание «Золотой легенды», повлиявшей на изображение этой темы художниками Северной Европы. На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение Св. Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения Св. Антония». В Лувре хранится несколько подготовительных рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям. Антоний для нечистой силы - вне досягаемости. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового, и тот должен почувствовать настрой святого. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают? Если верить Рюйсбруку, то нет: они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть». Как и в досках, изображающих Св. Иеронима, чертовщина, окружающая Св. Антония, не кажется страшной: черти сведены к игрушечным размерам и никто не только не нападает на отшельника, но и не обращает на него внимания, за исключением гримасничающего в воде монстра.
«Искушение Св. Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия I». Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. Но неотъемлемая часть размышлений - сомнения, в том числе сомнения в непреходящих истинах, а это порочно. У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный? Триптих «Искушение Св. Антония» - одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века: зафиксировано шесть копий всего алтаря, пять - центральной его части, и одно - боковых створок. Подкрасочные рисунки на оригинале красноречиво свидетельствуют об особой интенсивности творческого процесса - художник, как это принято говорить, «вложил в свою работу душу». Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. Об истории написания и первоначальной судьбе этого необычного триптиха мало что известно. Центральная часть подписана. Сведения о жизни святого Босх почерпнул из жизнеописания Афанасия Александрийского, из «Золотой легенды», часто переиздававшейся в Нидерландах, из «Псалмов Моисея», а также многих других библейских текстов. Сцены на наружных створках, традиционно исполненные в монохромной технике «гризайль», отличаются удивительным мастерством исполнения. Их темы - это «Взятие Христа под стражу» и «Несение креста». По мнению исследователей, Страсти Христовы должны были напоминать человеку о том, что «Христос терпел - и нам велел», а также символизировать искупление грехов. Монохромные композиции с особой силой обнаруживают дар Босха живописать человеческие страсти. Необычайно выразительны позы, жесты, выражения лиц персонажей. Написанные в повествовательной манере, изобилующие многочисленными подробностями, сцены эти резко контрастируют с фантастическими образами триптиха на внутренних створках. Однако соединение тем внешних и внутренних створок отнюдь не случайно. Возвышение Св. Антония до уровня, присущего самому Христу, прослеживается и в других работах североевропейских художников, некоторые из которых даже изображают этого святого на престоле. далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru