Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн
Креститель

   
Искушение Св.Антония

Искушение Святого
Антония
(левая створка)


   
   
Святой Иероним

Святой Иероним


   
Святой Антоний, правая створка

Искушение Святого
Антония
(правая створка)


В жизнеописаниях Св. Антония рассказывается о том, как во время пребывания в пустыне египетской Сатана, привлеченный необычайным благочестием святого, наслал на него легион бесов. Бесы набросились на Антония во время молитвы и избивали его, пока он не упал замертво. Другие отшельники отогнали демонов и вернули Антония к жизни, но когда он вновь приступил к молитве, демоны вновь на него набросились и унесли в поднебесье. Бесы растворились лишь с первыми лучами солнца, на рассвете, но мучения не прекратились - Сатана предстал пред Антонием в облике прекрасной и набожной царицы. Та привезла отшельника в свою столицу, и Антоний понял, кто перед ним, лишь после того, как она попыталась его соблазнить. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.

Все художники, обращавшиеся к теме искушения Св. Антония (Шонгауэр, Дюрер, Брейгель, а позднее - Дали, Эрнст), изображали лишь один из эпизодов его жизни, когда демоны делают свое дело либо на земле, либо в воздухе. У Босха же ситуация иная. Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, - сотворением Зла в этом мире, который весь - искушение.
Бесы - везде, даже за горизонтом, там, где святой их видеть не может. Они прячутся за углами зданий, под разрушенным куполом, в горящих избах деревни, в церквах далекого города, в водах реки, над которой стоит дворец, в залах самого дворца, в лесах на другом берегу, в воздухе над лесами, все дальше и дальше, бесконечно. Но поколебать измученного святого бесам не удается, он твердо противостоит вселенскому Злу.

На левой створке триптиха Св.Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, - данная сцена изображена выше, на фоне неба. Босх использует в этом произведении ту символику, которая присутствует и в других его работах, но остается до конца не понятой. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход - главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Подобный мостик несколько раз присутствует на разных створках триптиха «Воз сена», в том числе и на внешних, где изображен странник. Только странник в нерешительности остановился перед мостом, у него не хватает силы духа его преодолеть, тогда как Антоний, еле живой, переходит. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу - возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным. Во всяком случае, путь назад отрезан - тропа перед входом на мост обрушена. В «Искушении Св. Антония» Босх впервые изображает сцены шабаша ведьм - полеты в воздухе, сборище на берегу пруда, поджог деревни. Обращение художника к этому новому мотиву было вызвано начавшейся в странах Запада охотой на ведьм после публикации в 1487 году знаменитой книги «Молот ведьм» - своеобразного пособия для инквизиции. Повсюду началось массовое сожжение женщин. В одном тирольском городе сожгли всех представительниц слабого пола. Босх неистощим в изображении омерзительных, внушающих ужас сил зла. Они многочисленны и агрессивны. Св. Антоний обессилел в борьбе с ними. Не каждый способен так противиться соблазнам мира: несмотря на все ужасы ада, которыми придется заплатить за краткие и преходящие радости земной жизни, люди неудержимо продолжают страстно стремиться к ним. далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru