Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений

   
Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений


   
   
Семь смертных грехов

Семь смертных
грехов

   
Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений

На центральной доске своего знаменитого и необычного по замыслу триптиха Босх изобразил разнообразные наслаждения жизни: кругом влюбленные пары; множество нагих юных мужчин и женщин жадно поедают землянику, вишни, виноград, наслаждаются прохладой в водоемах; их окружают цветы, бабочки, прекрасные и причудливые сооружения - четыре «Замка тщеславия» (или тригона), заполненные акробатами, поющими птицами. Замки собраны из растений, мраморных скал, бусин из золота и драгоценных камней, но вызывают ассоциации с панцирем, клешнями и усами рака, как и фонтан в Раю. Странные, «коралловые», конструкции в центре композиции, похожие на те, что изображены на левой створке, исследователи также считают астрологическим символом Рака.
Еще совсем недавно триптих датировался 1504 годом или около этого, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. По уточненной датировке триптих был написан между 1510 и 1515 годами, но это ничуть не меняет астрологического подтекста произведения - в 1524 году ожидалось еще более важное событие, предсказанное астрологами, - парад планет и ожидаемый в связи с этим новый Всемирный потоп.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником - это иносказание. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Так же как у большинства нидерландских, а затем и голландских мастеров, символика Босха очень разнообразна, один общий ключ ко всем его картинам подобрать невозможно. Символы, используемые Босхом, меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников - от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора. Как художнику, находящемуся на полпути от Средневековья к Возрождению, Босху свойственны рассудочность, эротическая символика, увлечение загадками, желание перевести в зрительные образы каламбуры и фразеологические обороты, стремление к морализаторству и назидательности.

Изображая на фоне разнообразных фантастических сооружений более сотни сцен, в которых участвуют и чернокожие люди, и совершенно нереальные персонажи, Босх дает символическую картину мироздания. Еще Птолемей разделил Ойкумену - весь мир, известный грекам, - на четыре треугольника, обращенных вершинами друг к другу. К этим тригонам, соответствующим тригонам зодиака (четырем стихиям), относили принадлежащие им планеты, страны и народы. Слова «astrolodgy» («астрология») и «zodiac» («зодиак») появились в Европе только в XIV веке. Астрологическая традиция Возрождения провозгласила, что судьба человека и человечества - не некое застывшее предопределение, а зависимость от влияния космических сил, звезд и планет. Это модное веяние захватило всех образованных людей. В переводе с греческого слово «зодиак» означает «круг зверей». В центре композиции Босха вокруг купающихся в «бассейне Венеры» женщин кружится кавалькада всадников, оседлавших оленей, грифонов, пантер, кабанов и фантастических чудовищ, символизирующих планеты и созвездия. При достаточно условном (а зачастую и просто нереальном) изображении человеческого тела, различных зверей и птиц, Босх блестяще решает все задачи многофигурной композиции: постепенного удаления планов, сокращения размеров фигур в глубине композиции, изображения групп животных и людей в сложнейших ракурсах и пространственном расположении.

Изображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. Однако сова, занимающая важное место практически на всех картинах Босха, может быть истолкована по-разному. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, - «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Сова использовалась в качестве приманки для ловли других птиц и, следовательно, могла быть символом искушения или обмана. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Так же как пустой или перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево обозначают бренную оболочку. «Слепец» и «хромец» - сова и пустой кувшин - это душа и тело человека, забывшего Бога. В изображении «сладострастных» плодов - винограда, граната, клубники, ежевики, яблока - исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Так, вишню иногда называют райской ягодой, ее сладость символизирует мягкость натуры доброго человека. Ежевика - символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. Земляника - знак праведности и трудолюбия. По средневековым представлениям, бабочка - знак ветреного желания, утка - разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями - он более греховен, нежели сам дьявол. читать далее »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru