Босх: на главную
БОСХ — ГЛАВНАЯ
    БИОГРАФИЯ     
    ТЕХНИКА БОСХА    
    ЗАГАДКА  БОСХА
СИМВОЛЫ БОСХА     
    КОНЕЦ СВЕТА     
    ОБРАЗЫ СВЯТЫХ    
    ОБРАЗЫ ХРИСТА

Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений

   
Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений


   
   
Семь смертных грехов

Семь смертных
грехов

   
Сад земных наслаждений

Сад земных
наслаждений

Раньше считалось, что все известные алтари, исполненные Босхом, предназначались для церквей. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости», изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции, и называет имя заказчика и первого владельца триптиха - Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Сцены триптиха гости герцога разгадывали как ребус, а затем обсуждали, вступая в интеллектуальный спор с художником. По свидетельству Бельтинга, с триптихом Босха полагалось совершать определенные манипуляции. Вначале его созерцали закрытым и видели довольно традиционный образ мира до появления в нем человека, а затем - распахнутым, потрясающим изощренностью изображенного. Согласно Бельтингу, створки алтаря открывали слуги по приказу хозяина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).

Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Шарообразная оболочка, напоминающая средневековое изображение земной сферы, часто показана треснутой или расколотой. Возможно, под влиянием заказчика Иероним Босх демонстрирует знакомство с представлениями Эмпедокла - древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь - внутри; затем постепенно в мир вошла Вражда и Любовь была изгнана; в наихудшее время Любовь целиком оказалась вне шара, а Вражда - целиком внутри. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры, иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло - как они недолговечны».

Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай - вокруг нас». Итальянцы эпохи Возрождения были уверены, что для них вновь настал Золотой век, подобный той ранней поре человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон. Первым поколением людей Золотого века, согласно античным авторам (Гесиоду, Овидию и др.), правил Кронос, отождествлявшийся в Италии с Сатурном. «Золотые» люди не ведали горя, трудов и болезней, а земля, не знавшая плуга, сама приносила урожай. Но жизнь ухудшалась, наступили века серебряный, медный, далее век героев и, наконец, железный век, полный труда и печали.
Представляется вероятным, что Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей «безгреховности» (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный «золотой» род людей современному, худшему «железному» роду, которому присущи все возможные пороки. Миф о Золотом веке имел большое сходство с библейским рассказом о райском блаженстве, в котором пребывали первые люди до их грехопадения и изгнания из Рая - поэтому на левой створке изображен райский сад. Некоторые античные теории цикличного развития теоретически допускали возрождение первоначального благоденствия на земле. Но обязательным предварительным условием такого возрождения было уничтожение огнем или водой всего «состарившегося» прежнего мира. Так, может, на внешних створках Босх показал безлюдную землю после нового Всемирного потопа, предсказанного на 1524 год, - землю в ожидании нового Золотого века?

А птицеголовый монстр - не Кронос ли это, безжалостное Время, пожирающее своих детей? По римскому преданию Сатурн-Кронос, низвергнутый Юпитером-Зевсом, правил на земле, и в его царствование наступил Золотой век. Однако Сатурн представляет еще и Время, которое проходит, неся людям старение, гибель всех человеческих начинаний и в конце концов - Смерть. Образ Сатурна начинает совмещаться с образом Дьявола. А поскольку Дьявол был хромым вследствие его падения с небес, то и Сатурн в Средние века изображался одноногим или хромым. На миниатюрах в астрологических книгах под ногами Сатурна помещался знак Водолея, зачастую в виде кувшина, подпирающего отсутствующую ногу. На ногах босховского монстра - котурны в виде двух кувшинов. Случайность ли это? Когда античный актер выходил на сцену в котурнах, публика сразу понимала: будет разыграна трагедия. на первую страницу »



Нидерландский живописец эпохи Возрождения Иеронимус Босх Ван Акен
Hieronimus Van Bosch, 1440-1516   www.hieronim.ru   e-mail: bosch(a)hieronim.ru